Эмблема
МОУ "Сибирская СОШ №1"


Каталог статей

Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 09.05.2024, 22:22

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на области

Направления и механизмы повышения качества образования в МОУ «Сибирской СОШ №1» Омского района Омской области.

                                                                                Заместитель директора по УВР

                                                                                МОУ «Сибирская СОШ №1»

                                                                                 Капранчикова Е.А.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Время и практика, однако, показали, что ни одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую для системы школьного образования.

Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее и большее число специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую, доминирующую.

Идея качества актуальна, она может показать вклад субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в общий результат.

И на сегодняшний день в качестве образования комплексно отражается следующее:

- объем, структура и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;

- динамика процессов развития школы, совершенствования  всех ее структур как педагогической системы (целевой, нормативной, критериальной, организационной, информационной, содержательной, мотивационно-стимулирующей);

- ее общая роль и значимость как социокультурного института формирования духовности, воспроизводство интеллектуальных ресурсов;

- связи школы с учреждениями культуры, дополнительного, профессионального образования;

- достижения школы как социальной системы;

- совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

Качество образования, обеспечиваемого школой, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы, выполнения ею задач, определенных законодательно-нормативными документами.

В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:

1) Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.

2) Качество результатов деятельности.

На наш взгляд, для нашей сельской школы направления и механизмы повышения качества образования заложены:

 комплексно-целевом управлении;

-в мониторинге учебно-воспитательного процесса;

- во введении профильного обучения.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Образование в целом (школьное, в частности) все больше взаимодействует с экономикой, культурой, другими сферами и областями общественной жизни. Образование начинает играть роль одного из важнейших факторов и резервов развития. Школа не может не отражать, не воспринимать те тенденции, которые повсеместно появляются на рынке труда.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» молодежь:

1)                  Политические и социальные компетенции.

2)                   Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе.

3)                  Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением.

4)                  Компетенции, связанные с возникновением общества информации.

5)                  Компетенции, реализующие способности и желание учиться.

 

Таким образом, чтобы реализовать требования к современной школе, повысить качество образования нами был выбран комплексно-целевой подход в управлении.

И ведущими идеями, принципами, целями школы стали:

С 2002 по 2006гг. в школе совместно с детским садом «Сибирский» реализовывалась программа развития, концепция которой «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».

Цель: Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного, школьного возраста через создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода и реализации развития индивидуальности.

По итогам реализации программы развития до 2006 года был проведен проблемно-ориентированный анализ, на основании которого разработана программа развития школы до 2011 года концепция которой «Развитие образовательного процесса школы на основе компетентностного подхода в условиях профильного обучения»

Цель: Введение компетентностного подхода как средства успешной социализации обучающихся в условиях реализации профильного обучения.

Все это повлияло на результаты работы школы:

1.                  Разработаны и реализуются пять комплексно-целевых подпрограмм: «Введение предпрофильного, профильного обучения», «Преемственность детский сад – школа», «Одаренный ребенок», «Мониторинг образовательного процесса», «Развитие надпредметных умений и навыков в условиях профильного обучения».

2.                  Изменилась структура методической работы – появились новые формы методической работы, это – четыре творческие группы(«Профильное обучение», «Реализация программы «Школа- 2100»», «Преемственность детский сад- школа»,  «Апробация региональной программы «Омское Прииртышье»), четыре творческих лаборатории («Раннее обучение иностранным языкам», «Пилотная диагностика «Полезные привычки и навыки», «Лаборатория классного руководителя», «Детские школьные объединения»), действует психолого-медико-педагогический консилиум, цикловые методические объединения.

3.                  Развита социально-психологическая служба: реализуется программа «Полезные привычки и навыки», работает Совет профилактики, ведутся «Уроки психологии», осуществляется диагностика образовательного процесса.

4.                  Выстроена система внеурочной образовательной деятельности ( Тест-классы на базе ОмГПУ, заочная четверговая физико-математическая школа на базе ОмГУ, НПК НОУ «Поиск», декады, олимпиады, конкурсы).

5.                  Внедряется комплексно-целевой подход в управлении ( Управленческая команда, принципы демократизации, гуманизации, партнерства).

Появились традиции школы:

1.                  Система детского самоуправления:

- КТД, КТП ( коллективно-творческие дела, коллективно- творческое планирование);

- Детские объединения ( «Светлячок», «СМиД», «Совет старшеклассников»);

- Сотрудничество школы с Советом ветеранов поселка, сельской библиотекой, ДК, с Центром творчества «Ровесник», Спорткомплексом, Музыкальной школой;

- Ежегодный вечер встречи выпускников;

      - Ежегодные тематические периоды (Стартовый, Знания, Новогодье, Эколог, Сыны Отечества, Салют Победы);

- Месячник военно-патриотической работы;

- Ежегодные школьные конкурсы («Ученик года», «Самый классный класс», «Светофор»);

- Ежегодные традиционные дни ( «День Знаний», «День учителя», «День памяти Володи Бизяева», « День выпускника», «День родителя»).

2. Внедряются следующие инновационные технологии:

- Преемственность в организации и содержании воспитательно-образовательной работы детского сада и школы, системная подготовка дошкольника к школе;

- Программа «Школа – 2100», развивающее обучение (1-6 классы);

- Раннее обучение иностранным языкам (английский, немецкий языки со 2 класса);

- Внедрение информационно-коммуникационных технологий, раннее обучение основам информатики (1-9 классы(;

- Введены в школьный курс предметы «Психология общения», «Профориентация» (5-8, 11 классы);

- Предпрофильное, профильное обучение с 2005г. ( социально-гуманитарный, социально-экономический, химико-биологический профиль)

3. Учителями школы апробируются педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, технология парацентрического обучения, разноуровневое обучение, развивающее обучение, проектные методы обучения, технология блочно-модульного обучения, лекционно-семинарско-зачетная система, использование дидактической игры, технология деятельностного обучения, обучение в сотрудничестве.

Таким образом, за последние несколько лет  прослеживается тенденция улучшения качества образования, так ежегодно до 80% учащихся занимаются в кружках, спортивных секциях; до 40% детей показывают высокие результаты в школьной, районной, областной НПК НОУ «Поиск»; до 30% учащихся школы участвуют в Международных, Всероссийских, областных конкурсах «Зеленая Планета», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Через тернии – к звездам», «Вахта Памяти»; ежегодно ученики школы становятся призерами районных, областных олимпиад по предметам; школа выпустила 19 медалистов, из них 5 золотых, 14 серебряных, имеем достижения в спорте.

Основными направлениями внеклассной работы являются: «здоровье», «учение», «общение», «досуг», «образ жизни», в школе функционируют четыре спортивные секции «баскетбол», «волейбол», «плавание», «пулевая стрельба», Кружки «Резьба по дереву», «Вышивка бисером», «Садовод», хоровая студия, клуб «Поиск» на базе школьного краеведческого музея.

На протяжении многих лет педагоги школы делятся опытом работы на уровне района, области; пять учителей являются руководителями Районных методических объединений, пятеро педагогов работают в районной аттестационной комиссии; 20% учителей имеют печатные работы на уровне района, области, России. Около 60% педагогов прошли обучение пользования компьютером и применяют в своей практике ИКТ. В 2006, 2007гг. три педагога школы стали лучшими учителями в рамках Приоритетного национального проекта. В 2007 году школа стала победителем в конкурсе «Лучших школ» в Приоритетном проекте «Образование».

 

Важную роль в оценке качества образования играют мониторинговые исследования, это, на наш взгляд, тоже один из механизмов повышения качества образования. Главная задача мониторинга – при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом, обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно, грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школьную систему образования с целью повышения качества ее результатов.

Таким образом, в нашей школе выбрана система показателей мониторинга учебного процесса, которая разбита на блоки:

- Обученность учащихся и выпускников;

- Воспитанность учащихся и выпускников;

- Состояние здоровья учеников;

- Личностные достижения учащихся и педагогов;

- Состояние преподавания;

- Достижения школы.

Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. Поэтому мониторинг можно считать одним из механизмов повышения качества образования.

 

Еще одним направлением по повышению качества образования в нашей школе можно считать введение профильного обучения. В школе создана творческая группа учителей по данному направлению. В 10-х, 11-х классах, исходя из результатов выбора учащихся и родителей, реализуются социально-гуманитарный, социально-экономический, химико-биологический профили.

В рамках профильного обучения и комплексно-целевой подпрограммы «Психолого-педагогическое сопровождение» в школе ведутся в 5,6,8 классах «Уроки психологии», в 11 классе элективный курс «Как подготовится к сдаче ЕГЭ», что позволяет оказать психологическую поддержку и социальную помощь всем ученикам, по мере необходимости, позволить школьнику узнать о себе как можно больше, сопровождать детей «группы риска», успешно пройти социализацию.

С введением профильного обучения, в нашей школе появился еще один механизм, влияющий на качество, позволяющий проводить анализ результатов – это портфолио.

Портфолио в 1-11 классах как новая форма оценки личностных достижений школьников. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Важная цель портфолио, на наш взгляд, - это представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Особенности портфолио на трех ступенях обучения:

Первая ступень обучения – начальная школа (1-4 класс)

Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты развития ученика при переходе на вторую ступень.

Вторая ступень (5-8 класс).

Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предпрофильном обучении, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей. Для участия в ежегодном школьном конкурсе «Ученик года».

Третья ступень обучения (9-11 классы).

Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, профилизации, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, проектно-исследовательской деятельности.

В портфолио ученика входят: грамоты, свидетельства, сертификаты, благодарственные письма, отзывы, рецензии, рекомендации, творческие работы, «Тетради успешности».

В 10-х,11-х классах (профильных) мы второй год ввели «Тетради успешности» по профильным предметам, что позволяет отследить качество усвоения материала по профильным предметам, через тестовые технологии; корректировать знания, умения по конкретным изучаемым разделам по профильному предмету, отследить индивидуальную траекторию продвижения (диаграммы, графики, таблицы) каждого школьника.

Таким образом, введение портфолио нам позволяет: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; содействовать индивидуализации образования обучающегося.

 

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать, как мы видим без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки совместного труда учителей, учащихся, руководителей школы.

Вот поэтому мы вам показали  механизмы, направления нашей школы по повышению качества образования, которыми являются: комплексно-целевое управление, мониторинговые исследования, введение профильного обучения.
Категория: Мои статьи | Добавил: RuLeX (31.12.2009)
Просмотров: 748 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 Graibiasoaste  
0
Нужна была помощь адвоката и я не очень долго искал старый юридический центр! Спустя время наткнулся на http://www.consalt-centr.ru/sudebniy_consalt.html - Судебный консалтинг
. просмотрел их портал и заказал услугу. После чего юридическая информация дала о себе знать и я в результате решил все свои проблемы личностного характера. Теперь всем советую Юридический центр Консалт в городе Москва.

3 memaBigue  
0
Мне недавно рекомендовали ссылка: http://srub-dizain.ru/articles/94-profilirovanniybrus - сухой брус камерной сушки из ели
и решил я строить дом! Мне как раз хотелось купить большой профилированный брус. В общем посетил я тот сайт и не смог уйти! Там конечно всё серьёзно сделано и сухой брус от производителя тяжело купить. Всему данному событию сопутствовала навигация сайта, которую я струдом понял.Очень хорошо конечно то, что это завод по производству бруса – но но свой сайт могли бы и лучше забабахать.

2 ignogueasceno  
0
Совсем беспредел наступил! Вот в всемирной паутине случайно зашёл на предложение http://rentrealtycrimea.com/kvartiry-dlitelno/page/4/ - сдам жилье Крым Украина
и обалдел. Кстати забыл с Вами поприветствоваться! В общем сдам жилую недвижимость в Симферополе
,я заценил и понял, что настоящая жизнь только начинается – раз присутствуют такие объявления. Поэтому всем рекомендую линк http://rentrealtycrimea.com с апартаментами в центре Крыма.

1 TamAffene  
0
Нарыл подозрительное объявление и впал в истерику! Теперь предлагаю его к Вашему рассмотрению: сдаю 5 комнату в жк http://odessarealt.com/tags/%C0%F0%EA%E0%E4%E8%FF/ - аркадия
Одесса Украина. Poblizosti : кофе, пляжи из olki , žilye города hausy и Таврии. Апартаменты с evroremontom , Лондоне и мебель Odesskimi bytovymi priborami .

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz